С. М. ФАЛЕЕВ и И. Г. КРЫЛОВ ДРЕССИРОВКА СТОРОЖЕВЫХ СОБАК - PesIQ

Вернуться   PesIQ > Разное > Книжная полка
Наша группа PesIQ в VK
Наша группа PesIQ в ФБ

Книжная полка Статьи и книги, посвященные кинологии


Ответ
Все сообщения
 
Опции темы
Старый 17.06.2008, 01:48 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #1
Местный
 
Аватар для NoDa
 
Регистрация: 09.06.2008
Адрес: Медведково Останкино
Сообщений: 648
Спасибо: 155
По умолчанию С. М. ФАЛЕЕВ и И. Г. КРЫЛОВ ДРЕССИРОВКА СТОРОЖЕВЫХ СОБАК

РУКОВОДСТВО ПО ВЫБОРУ, ОБУЧЕНИЮ И СЛУЖБЕ КАРАУЛЬНЫХ, СТОРОЖЕВЫХ И ПАТРУЛЬНЫХ СОБАК, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОХРАНЕ ЗАВОДОВ, СКЛАДОВ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ И ПРОЧИХ СООРУЖЕНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; РСФСР
Москва—1930
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий труд первоначально был составлен С. М. Фалеевым, затем переработан и дополнен И. Г. Крыловым (в частности последним добавлены следующие главы и разделы: „Основные правила дрессировки”, „Кормление собак”, „Уход за собакой”, „Помощники дрессировщика”, „Укладка собаки”, „Подзыв”, „Аппортировка брошенных и потерянных предметов”, „Небоязнь выстрелов и ударов”); отдельная глава по ветеринарии составлена ветеринарным врачом В. Жеребцовым. Книга таким образом является результатом руководства, опытов и наблюдений, проделанных каждым и суммированных теперь в одно целое, и послужит, надеемся, первоисточником для организации массового применения собак в охране сооружений и территорий.
Мы ясно отдаем себе отчет в том, что со временем, при расширении опыта, некоторые высказываемые здесь взгляды, может быть, придется несколько изменить и даже расширить само руководство, включив вопросы организации охраны совхозов, колхозов, рыбоводных станций, звере-птице-разводящих заповедников и т. п. Поэтому мы обращаемся с просьбой к чи- тателям, которые будут пользоваться настоящим руководством, сообщить нам по адресу издательства все свои пожелания для обмена опытом и учета их в будущем.
С. Фалеев, И. Крылов.
ЧАСТЬ II
ДРЕССИРОВКА СОБАК.
ГЛАВА IV
ВЫБОР ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКОВ И ПРИБОРЫ ДЛЯ ДРЕССИРОВКИ.
1. Выбор производителей.
Как правило, в качестве производителей следует выбирать собак, имеющих родословную не менее чем до третьего восходящего колена.
Надо выбирать таких собак, которые отвечали бы всем статьям экстерьера, были физически здоровы, крепки и не имели бы ярко обнаруженных недостатков.
При подборе пар необходимо кроме экстерьера обращать внимание на их рабочие качества.
Самыми образцовыми парами будут те, которые будут иметь налицо хорошее физическое развитие, темперамент, все статьи экстерьера и рабочие качества.
Суки должны иметь возраст от 2лет до 8 лет, кобели от 2 до 5 лет.
2. Физическое развитие и воспитание щенков.
Лучший способ дать возможность щенку физически развиться— это предоставить ему бегать и играть с такими же щенками на воле в течение всего дня. В питомниках, находящихся в населенных пунктах при ограниченной территории, предоставить необходимые условия для успешного развития щенков нельзя. Поэтому их следует выводить или вывозить в поле, или вообще туда, где они могут побегать и порезвиться. Вследствие обильного движения грудная клетка щенка расширяется, ноги крепнут, увеличивается аппетит, при игре и борьбе с другими щенками у него приобретается ловкость и уверенность в движениях.
Поэтому как щенку, так и молодой собаке надо давать возможность бегать, играть, прыгать, бороться, плавать в воде и т. д. При отсутствии движений щенки останутся слабыми и неповоротливыми.
В тех случаях, когда щенки растут в одиночку и играть им не с кем, можно применять специальное приспособление способствующее физическому развитию щенка. Это же приспособление помогает также и появлению новых зубов у щенков, тем, что, расшатывая слабосидящие молочные зубы, облегчает их выпадение и дает место постоянным.
Это приспособление таково: к столбу или дереву приделывается гибкий прут или ствол гибкого деревца, к концу которого на веревке прикрепляется какой-нибудь мягкий предмет, например, связанная тряпка или кусок кожи. Раскачивающийся на веревке предмет заставляет щенка под влиянием врожденного рефлекса схватывания, бросаться на него, хватать зубами, прыгать и т. д. Натянутый щенком прут при разжимании зубов вырывает тряпку изо рта щенка и опять заставляет его, подпрыгивать чтобы достать качающийся предмет. Это упражнение в той или иной мере развивает и укрепляет мускулатуру щенка и соответствующим образом действует на зубы. Но при этом надо оговориться, что это упражнение можно применять только в отношении тех собак, которые будут работать на цепи или на поводке.
Что касается воспитания щенков, то здесь можно сказать, что оно всецело зависит от предстоящей службы собаки. Во всяком случае надо принять за правило, что молодой щенок является нежным животным, на которого всякое грубое воздействие может повлиять только отрицательно. Со щенком надо обращаться ласково и при необходимости не скупиться на лакомство.
Щенков, предназначенных для содержания в доме, а также для обслуживания закрытых помещений, например, магазинов, где иногда и на полу находятся товары, надо приучить к опрят- ности. Чистоплотность или опрятность, заключающаяся в том, чтобы щенок не грязнил помещение, достигается лучше всего выводом его возможно чаще на двор и всегда в определенные часы.
Необходимо составить расписание и руководствоваться им во время воспитания щенков. Только точность, выдержка и строгая последовательность дадут возможность в кратчайший срок приучить щенкa к чистоплотности и опрятности.
3. Спецпринадлежности и приборы для дрессировки и снаряжения собак.
Для дрессировки собак, а также для несения ими службы, необходимо иметь следующие специальные дрессировочные принадлежности, приборы и снаряжение.
Для каждой собаки надо иметь: 1 обыкновенный служебный строевой ошейник, 1 поводок или цепь длиною около 2 — 2,5, метров и 1 намордник (см. рис. 23, 24 и 25).
Для дрессировки всякой служебной собаки необходимы: 1 строгий ошейник с гвоздями или шипами, 1 шлейка, 1 поводок длинный до 10 метров (может заменяться толстой бичевой с карабином) и свисток.
Рис.23. Строевой ошейник.
Кроме того, для дрессировки патрульных собак надо иметь 1 аппорт, 1 костюм брезентовый против укусов (защитный) и дрессировочную площадку, оборудованную барьером, плетнем, кана- вой и лестницей.

Так как не всегда удается купить необходимые принадлежности и снаряжение для дрессировки собак или же продаваемое снаряжение не вполне, доброкачественно, приходится иногда заготовлять снаряжение и имущество для собак хозяйственным способом. Поэтому ниже мы приводим по разработанным ведомственным данным типы снаряжения, которые предположено стандартизировать, а также даем краткие указания, как те или иные предметы изготовляются, из чего они делаются, и даем чертежи с указанием размеров.
Строевой ошейник обычно изготовляется из втрое сложенной прожированной полувальной или сыромятной кожи. На одном конце пришивается стальная пряжка, на другом пробивается ряд дырок для застегивания пряжки. На Vs от пряжки одевается кольцо, которое пришивается к ошейнику (см. рис. 23).
Поводок изготовляется из скребленной сыромятной кожи. К одному концу пришивается карабин или кольцо боль-

шего размера, чем кольцо на ошейнике, другой конец поводка загибается и сшивается в виде петли для надевания на руку (см. рис. 24).
Цепь может приобретаться в скобяных магазинах. Но лучше изготовлять специальную цепь из полированного оцинкованного или луженого железа, согласно прилагаемого чертежа. Карабин цепи поворотной, пружина карабина стальная; по середине цепи во избежание закручивания ее следует делать поворотный блок (см. рис. 25).
Для очень злобных собак надо делать надежный намордник, который изготовляется из куска шорно-седельного полувала, сшиваемого в нижней своей части при помощи накладки под- бородного ремня намордника. К этой части намордника пришиваются ремни, согласно прилагаемого чертежа. Для придания стойкости и прочности между полувальными ремнями на налобном ремне следует прокладывать стальную пружинку. Намордник делается по величине головы собаки (см. рис. 26).
Длинный поводок делается из вырезанной сыромятной кожи или из пропитанной пеньковой рыболовной веревки, толщиной 0,7—1 см. в диаметре. Один конец поводка должен быть снаб-
жен поворотным карабином, а на другом конце должна иметься петля (см. рис. 27).
Шлея для караульных собак изготовляется из юфтовой кожи, на которую для прочности нашиваются ремни из глянцевого полувала. Шлея изготовляется для каждой собаки в отдельности и пригоняется по ней (см. рис. 28).
Annорт делается из дерева (см. рис. 29).
Площадка для дрессировки собак оборудуется барьером, плетнем и лестницей. Барьер обычно делается высотой до 2 метров. Он изготовляется из 2 стоек (бревен) и вкладных досок (см. рис. 30).
Плетень делается обычно не выше 1,5 метров и длиной не менее 2—3 метров, и изготовляется таким же способом, как и обычные плетни, служащие для ограждения земельных участков (см. рис. 31).
Лестница, служащая для лазания собаки,устраивается согласно прилагаемого чертежа (см. рис. 32а и 326).
4. О выборе дрессировщиков, вожаков служебных собак и помощников.
Пред'являя при выборе собак определенные требования для несения той или иной службы, мы должны еще более осмотрительно выбирать лиц, предназначенных для несения службы в ка- честве дрессировщиков и вожаков служебных собак. От дрессировщиков и вожаков будет всецело зависеть надежность службы удачно выбранных и хорошо обученных собак. Как общее правило, выбор дрессировщиков и вожаков должен производиться применительно к нижеизложенным требованиям, а именно:
1) Дрессировщики и вожаки собак должны обладать ровным и спокойным характером, терпением, мягкостью,





соединенной с настойчивостью, любовью к животным, в частности к собакам, и наблюдательностью.
2) Дрессировщиками и вожаками могут быть лица, проявившие себя как добросовестно несущие службу, вполне надежные,


Рис. 32а. Лестница с площадками и досками под ступеньками ,,страховкой”.
честные и прилежные, которые будут добросовестно нести службу совместно с собаками и заботиться о последних.
3) Следует выбирать лиц, которые сами захотят обслуживать собак и согласятся учиться, чтобы дрессировать их.
4) Не следует выбирать лиц, имеющих пристрастие к спиртным напиткам, вспыльчивых, ленивых или отличающихся другими отрицательными свойствами, идущими в разрез с основными требованиями, а также лиц, часто меняющих место службы.
NoDa вне форума   Ответить с цитированием

Старый 17.06.2008, 01:48 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #2
Местный
 
Аватар для NoDa
 
Регистрация: 09.06.2008
Адрес: Медведково Останкино
Сообщений: 648
Спасибо: 155
По умолчанию

А. Выбор дрессировщиков.
В следующих главах мы подробно поясним, какую работу будут исполнять дрессировщики, здесь же упомянем, что дрессировщик фактически будет дрессировщиком патрульных собак и одновременно руководителем и инструктором вожаков караульных и сторожевых собак, могущим дать им необходимые советы и указания; поэтому требования, пред'являемые к дрессировщику, будут выше, чем к вожаку служебных собак.
Дрессировщика (инструктора), вполне отвечающего общим требованиям, следует выбирать из числа лиц, несущих охрану данного учреждения, выделившегося среди других своей исполни- тельностью, быстро ориентирующегося и достаточно подготовленного для занятия, например, первой командной должности по службе охраны или же старшего сторожа, в ведении которого на- ходится большая группа сторожей и т. п. Подыскав дрессировщика, его следует направить в соответствующую школу дрессировщиков, которая согласится взять на себя обучение его для занятия им должности инструктора служебный собак охраны государственных фабрик и заводов.
Б. Выбор вожаков.
Для несения службы в качестве вожаков служебных собак следует выбирать лиц из числа давно служащих в данном учреждении сторожей, агентов охраны, сотрудников ведомственной

милиции. Желательно, .чтобы эти лица были грамотны и могли пополнять свои знания под руководством дрессировщика. Они должны отвечать общим условиям приема, указанным нами выше.
В. Помощники дрессировщика.
В процессе обучения собаки, главным образом, специальным приемам, дрессировщику необходимо иметь всегда переменных помощников. Роль каждого помощника очень ответственная, поэтому при подборе таковых предпочтение нужно отдавать тем, которые любят животных и интересуются дрессировкой собак. Перед тем, как приступать к занятиям, дрессировщик должен дать точные указания помощнику с подробным пояснением всех его действий. Помощниками могут быть и вожаки.
Менять помощников следует через каждые 6 дней, а если можно, то через 3 дня. Желательно в помощники брать таких людей, которых собака еще не знает.
NoDa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.06.2008, 01:49 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #3
Местный
 
Аватар для NoDa
 
Регистрация: 09.06.2008
Адрес: Медведково Останкино
Сообщений: 648
Спасибо: 155
По умолчанию

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДРЕССИРОВКИ.
Перед тем, как приступать к обучению собаки нужным нам приемам, мы должны подробно ознакомиться с рядом основных правил, неразрывно связанных с практической дрессировкой. Изу чение этих правил даст нам возможность избавиться от ненужных ошибок при дрессировке, укажет кратчайшие пути к выработке того или иного приема и с'экономит время.
1. О поведении дрессировщика.
Выше было указано, что должен знать дрессировщик и какими качествами он должен обладать. Теперь важно выяснить, каково должно быть поведение дрессировщика во время дрессировки, потому что от поведения дрессировщика в большинстве случаев зависит успех или неудача в дрессировке. Под поведением дрессировщика подразумеваются те действия и движения его, которые будут исходить от него при обучении собаки тому или иному приему. Для того, чтобы умело дрессировать, нужно всегда точно знать схему и план каждого приема, а так- же и все действия и движения, связанные с тем или иным приемом. Поэтому каждый дрессировщик должен помнить, что его поведение во время дрессировки должно быть всегда обдуманным, простым и однообразным.
Всякое ненужное движение дрессировщика, ненужные слова, связываемые с командой, лишние жесты — все это способствует образованию у собаки нежелательных связей (условный рефлекс) и служит тормозом для правильной дрессировки. В описании приемов дрессировки намеренно уделяется большое внимание поведению дрессировщика, движениям и жестам его для того, чтобы дать отчетливое и ясное представление о их роли и назначении.
2. Установка связи между дрессировщиком и собакой.
Самым существенным и важным для дрессировки является установление связи с собакой. Без установки связи с собакой даже самая лучшая дрессировка пользы не принесет. Каким же образом делается эта установка?
Известно, что как человек, так и животное (собаки) имеют ряд условных рефлексов, выражающихся в форме горя, радости, тревоги, ревности и т. п. Выявление этих условных рефлексов у собаки происходит при посредстве „языка” и мимики тела. Эти особенности у собак есть не что иное, как условные рефлексы, образованные самим животным за время общения его с человеком. Чтобы подтвердить это, приведем несколько примеров.
Щенка, только что отнятого от суки, начинают воспитывать три человека. Воспитание ведется по определенному плану. Несколько раз в день в установленные часы дается пища: два раза в день по 2 часа (напр., от 10 до 12 и от 15 до 17 час.) совершается прогулка и игра со щенком. Все это точно в течение 4—5 месяцев ежедневно по очереди проделывается каждым воспитателем в отдельности. Благодаря систематическому повторению каждым воспитателем одних и тех же действий—кормление, прогулка, игра и т .п.—у щенка начинают образовываться условные рефлексы. Пока для щенка все три воспитателя представляют из себя как бы одно лицо, потому что то, что проделывает сегодня со щенком воспитатель А, завтра будет проделываться воспитателем Б, а послезавтра—воспитателем В.
Если удалить от щенка двух воспитателей и оставить одного, то это не вызовет у него ни тревоги, ни горя, так как оставшийся воспитатель вполне заменит убывших. Если же по- следнего заменить новым воспитателем, ранее не знакомым щенку, то у последнего заметны будут проявления беспокойства, тревоги, горя и т. п. Заметив присутствие нового человека, щенок с подозрением на него смотрит, злобно рычит, не принимает пищи и всем существом своим выказывает полное недоверие к новому хозяину.
Все это происходит потому, что у щенка подверглись разрушению те условные рефлексы, которые были образованы им за время общения его со старым хозяином. Голос хозяина с раз- ными оттенками интонаций, запах его одежды, кормление, прогулки и т. п.,—все это способствовало образованию у щенка условных рефлексов. Иногда требуется довольно продолжительное время для того, чтобы новому хозяину установить связь со щенком. Нужно помнить, что для скорейшего установления контакта с собакой каждый дрессировщик должен иметь максимум терпения, выдержки и наблюдательности. Первые дни общения с дрессировщиком собака очень чутко присматривается и прислушивается к действиям и поступкам последнего. Поэтому нужно первое время быть особенно внимательным и осторожным к собаке и не допускать ничего такого, что могло бы вызвать у нее недоверие и боязнь к новому хозяину.
Очень важно во время наблюдения над собакой присматриваться к ее характеру и к тем условным рефлексам, которые ранее были воспитаны у нее старым хозяином. Постепенно у со баки ранее воспитанные условные рефлексы благодаря отсутствию систематических повторений начинают затормаживаться, после чего начинают образовываться новые условные рефлексы, уже от нового хозяина. Чем проще, внимательнее и добродушнее будет отношение нового хозяина к собаке, тем быстрее наступит установка связи. Только тогда можно будет говорить о подлинной установке связи, когда собака будет внимательно следить за всеми действиями и движениями своего хозяина, когда отсутствие хозяина будет ее нервировать и раздражать и наконец, когда собака будет проявлять привязанность и преданность.
Само собой расумеется, что привязанность и преданность собаки к хозяину не исходят из „чувства долга” и благодарности, которых она, как нам известно, иметь не может, а образо- вываются благодаря умелому и правильному воспитанию.
После правильной установки связи дальнейшее воспитание и дрессировка собаки пойдет быстро и будет давать хорошие результаты.
3. Отвлекающие возбуждения.
В процессе дрессировки каждому дрессировщику придется встретить неисчислимое количество разных отвлекающих возбуждений, которые прямо или косвенно могут влиять на собаку и в некоторых случаях служить тормозом для первоначальной дрессировки. Если с первых же дней дрессировки дрессировщик не будет уделять должного внимания изучению отвлекающих возбуждений и их влияний на собаку, а также если не будет своевременно принимать необходимых мер к тому, чтобы она на них активно не реагировала, то у нее может укрепиться целый ряд ненужных и вредных для активной работы по розыску условных рефлексов.
Теперь важно выяснить, какие бывают отвлечения и все ли они в одинаковой степени оказывают свое влияние на каждую собаку. Установлено, что самыми сильными для собаки отвлечениями считаются отвлекающие возбуждения, исходящие от внешнего мира. Например, свисток паровоза, движение трамваев, автомобилей и велосипедов; проходящие и пробегающие люди; разные домашние животные; разные вещи и предметы, имеющие какой-либо запах, и т. п. Но в зависимости от характера собак и от условий их воспитания не всякое возбуждение внешнего мира может в одинаковой степени влиять на каждую собаку. Например, при виде движущегося автомобиля одна собака будет лаять на него и бросаться, другая будет выказывать признаки трусости и сторониться от него, третья же спокойно бу- дет смотреть на него, как на давно знакомую вещь.
Если не обратить внимания на действия первых двух собак и своевременно не принять никаких мер к их искоренению, то у них укрепится нежелательная связь. В первом случае не- обходимо отучить собаку лаять и бросаться, а во втором—искоренить трусливость и боязнь. Такое же явление может наблюдаться у собак и при других отвлекающих возбуждениях.
Кроме отвлекающих возбуждений внешнего мира применяются еще и искусственные отвлечения, которые по мере надобности вводятся дрессировщиком во время обучения собаки специальным приемам.
Основная задача каждого дрессировщика должна заключаться в том, чтобы подготовить собаку, могущую работать при всевозможного рода отвлечениях. Для этого во время дрессировки необходимо как можно больше знакомить собаку с разными отвлечениями, которые могут встретиться в практической работе по охране.
4. Приостановка нежелательных действий.
(Команда „фу”).
Основное правило всякого воспитания должно заключаться в точном определении того, что можно и чего нельзя. При несоблюдении этого правила воспитание и дрессировка собаки пой дет по ложному пути и не принесет никакой пользы. После того, как будет установлен контакт (связь) с собакой, можно тотчас же приступать к воспитанию у собаки условного рефлекса на команду „фу”. Воспитанием этого рефлекса мы все действия собаки вводим в определенные рамки и подчиняем ее своей воле. Приступать к воспитанию условного рефлекса на команду . „фу” после установки контакта с собакой нужно потому, что воспитание рефлекса на команду „фу” неразрывно связано с применением нескольких видов принуждений, каковые могут запу- гивающе подействовать на ту собаку, с которой контакт еще не установлен. Когда же контакт установлен, тогда эти принуждения, исходящие от „знакомого” собаке человека, к которому она имеет привязанность и преданность, произведут на нее желательное действие и будут восприняты ею как должное.
Нужно помнить, что команда „фу” должна служить тормозом для всех нежелательных действий собаки. Каким же образом это достигается? Дрессировщик идет с собакой по улице. Мимо них проходит человек. Собака бросается на человека. Если дрессировщик начнет бить ее после того, как она бросилась на человека, и произносить команду „фу”, то он никогда этим не отучит ее от нападения на проходящих. Почему? Да потому, что всякое принуждение только тогда может принести пользу, когда оно применяется при возникновении нежелательного действия, а не после совершения его.
NoDa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.06.2008, 01:49 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #4
Местный
 
Аватар для NoDa
 
Регистрация: 09.06.2008
Адрес: Медведково Останкино
Сообщений: 648
Спасибо: 155
По умолчанию

Для того, чтобы основательно привить собаке команду „фу”, особенное внимание необходимо уделять изучению всех нежелательных действий ее, после чего настойчиво и пунктуально пресекать их. С первых же дней обучения нужно команду „фу” связывать с принуждениями. Например, вы знаете, что ваша собака бросается на проходящих мимо людей. Возьмите собаку на поводок и идите с ней на прогулку. Идя по улице, вы заметите идущего навстречу человека. Приготовьтесь. Крепко держите левой рукой поводок и следите за поведением собаки. При приближении человека вы должны находиться с правой стороны— в 2-3 шагах. Как только собака сделает попытку броситься на человека, тотчас следует сделать резкий рывок поводком назад к себе и одновременно произнести команду „фу”. Команду „фу” произносить нужно угрожающим, но некрикливым тоном. Если после нескольких упражнений применяемое слабое принуждение (рывок поводком) не будет иметь должного воздействия на собаку, то тогда следует применить строгий ошейник.
Разница между слабыми и сильными принуждениями заключается в том, что первые не причиняют собаке болевых ощущений, тогда как вторые такие ощущения причиняют (см. раздел о принуждениях). Польза от строгого ошейника та, что во время рывка поводком шипы его впиваются в тело собаки и причиняют ей болевое ощущение. Благодаря тому, что при нежелательных действиях собаки применяются принуждения, которые всегда сопровождаются командой „фу”, то у последней постепенно начинает образовываться связь команды „фу” с болевым ощущением и с запрещением. После образования этой связи при- менять какие бы то ни было принуждения не следует, так как теперь команда „фу” вполне заменит их. Повторяем, что при установке условного рефлекса на команду „фу” особенное внимание следует обращать на то, чтобы все принуждения применялись тотчас же при возникновении нежелательных действий и всегда сопровождались командой „фу”. В противном случае эта команда для собаки будет являться пустым звуком. Кроме этого,нужно следить за тем, чтобы после запрещения не следовало разрешения сделать то или иное нежелательное действие.
Может случиться и так, что указанные виды принуждений на особенно строптивых собак не будут производить нужного действия. Тогда необходимо применить более строгое принуж- дение. При возникновении нежелательного действия, одновременно с рывком поводка левой рукой, правой надо брать конец поводка и резко наносить короткий удар по крупу собаки, одновременно связывая рывок поводка и удар с командой „фу”.
Теперь необходимо выяснить, всегда ли при возникновении нежелательных действий допустимо применение принуждений. Известно, что причиной всех нежелательных действий собаки являются отвлекающие возбуждения. Но известно и то, что отвлекающие возбуждения по-разному влияют на каждую собаку. Одна собака, заметив движущийся автомобиль, начинает лаять и бросаться на него. Здесь налицо нежелательное действие, от которого нужно собаку отучить. Или, идя рядом с дрессировщиком, собака попадающиеся на пути предметы обнюхивает и пытается схватить их. В таких случаях необходимо применить принуждение, связывая его с командой „фу”. Другая же, наоборот, при таких же отвлекающих возбуждениях будет выказывать признаки трусливости. По нашему определению, это есть тоже нежелательное действие. Должны ли мы в таких случаях применять принуждения и команду „фу” или нет? Нет, не должны. И пбтому только, что здесь никакие принуждения пользы не принесут, а еще в большей степени разовьют у собаки трусливость. Отучить собаку от такого рода нежелательных действий можно только лаской, подбадриванием и частым общением ее с теми видами отвлечений, которые на нее действуют запугивающе. В общем же во время воспитания условного рефлекса на команду „фу” полезно и необходимо чаще знакомить собаку с разного рода отвлекающими возбуждениями, так как это знакомство даст возможность обнаружить у нее целый ряд нежелательных действий, от которых придется ее тотчас же отучать.
Следует всегда иметь в виду, что от силы укрепления у собаки условного рефлекса на команду „фу” будет зависеть все дальнейшее воспитание ее и дрессировка.
NoDa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.06.2008, 01:50 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #5
Местный
 
Аватар для NoDa
 
Регистрация: 09.06.2008
Адрес: Медведково Останкино
Сообщений: 648
Спасибо: 155
По умолчанию

5. Поощрение желательных действий.
(Команда „хорошо”).
Попутно с воспитанием у собаки условного рефлекса на команду „фу” необходимо воспитывать у ней и другой условный рефлекс на команду „хорошо”.
Это необходимо для того, чтобы подчеркнуть отношение дрессировщика к собаке во время перехода ее от нежелательного действия к желательному. В отличие от команды „фу”, ко- торая произносится угрожающим тоном и сопровождается принуждениями, причиняющими собаке болевое ощущение, команда „хорошо” произносится поощряющим и веселым тоном и сопровождается ласковым поглаживанием головы и туловища ее. В течение всего курса дрессировки необходимо как можно целесообразнее использовать команду „хорошо”. Каждым дрессировщиком должно быть точно установлено, когда можно применять команду „хорошо” и когда нельзя. Вследствие того, что команда „фу” у собаки связана с неприятным ощу- щением, а команда „хорошо”—с приятным, то ею эта разница будет воспринята быстро. Вот почему нужно применять команду „хорошо” только в тех случаях, когда собака этого заслуживает.
Кроме этого, полезно применять команду „хорошо” как поощрение во время обучения собаки общевоспитательным и специальным приемам. Например, собаку обучают подхождению. Собака сидит в 30 шагах от дрессировщика. Подается команда „ко мне”, собака трогается с места и направляется к дрессировщику. Для того, чтобы у нее лучше укрепилась связь команды „ко мне” с действием (с подходом), дрессировщик, как только она тронулась с места, обязан подать команду „хорошо”. Собака, услышав после команды „ко мне” другую поощряющую команду „хорошо”, безусловно пойдет к дрессировщику охотнее и быстрее. Как только собака подойдет к дрессировщику и займет определенное место, следует вторично произнести команду „хорошо”, погладить голову и дать маленький кусок мяса в виде лакомства. Нужно иметь в виду, что лакомство, также, как и команда „хорошо”, служит поощрением за правильно исполненное действие. Как только собакой тот или иной прием будет усвоен, дачу лакомства нужно прекратить и ограничиться одной только командой „хорошо”.
6. Принуждения и виды их.
Выше было указано, что для приостановки нежелательных действий собаки необходимо применять, в зависимости от характера собаки, слабое или сильное принуждение и связывать таковое с запрещающей командой „фу”. После нескольких упражнений у собаки начинает устанавливаться связь болевого ощущения, причиняемого принуждениями, с командой „фу”. Как только эта связь будет укреплена, значит, условный рефлекс на команду „фу” образован. После этого не будет надобности в применении принуждений, так как команда „фу” вполне заменит их. Таким образом, все принуждения, относящиеся к приостановке нежелательных действий собаки (рывок поводком, строгий ошейник и удар концом поводка), служат основанием для установки условного рефлекса на команду „фу”. !
Но кроме этого вида принуждения существуют принуждения, применяемые при обучении собак тем или иным приемам. Например, для того, чтобы научить собаку сидеть,-необходимо левой рукой сделать нажим на круп собаки, а правой поддернуть поводком вверх и назад, одновременно произнося команду „сидеть”. Этими действиями мы заставляем, принуждаем собаку к тому, чтобы она села. Другой пример. Собаку обучают подхождению. Дрессировщик стоит от собаки на расстоянии короткого поводка и в правой руке держит конец его. Поводок пристегнут к ошейнику. Для того, чтобы собака подошла к дрессировщику, он должен сделать короткий рывок поводком к себе и одновременно произнести команду „ко мне”.
Вот такого рода принудительные действия называются первоначальным возбуждением, на основе которого и воспитываются у собаки полезные условные рефлексы. Применение ка кого бы то ни было принуждения только тогда может принести пользу, когда оно вводится во-время.
Особенное внимание следует обращать на то, чтобы незаметно для самого себя не перейти от принуждения к наказанию. Наказания в виде мести не должно быть, потому что нет ви- новных, нет „злой воли”. Всегда в начале обучения необходимо применять слабые принуждения, если же таковые не будут оказывать нужного действия, то тогда можно перейти к сильным.
7. Первоначальное возбуждение и замещающее.
Воспитание у собаки условных рефлексов основано на сочетании, т.-е. связи первоначального возбуждения с замещающим. Без этого ни один рефлекс воспитан быть не может. Перед тем как приступать к обучению собаки тому или иному приему, дрессировщик должен точно знать, какое он может применить первоначальное возбуждение. Вернее, он должен знать построе- ние приема и те действия, которые принуждают, заставляют собаку исполнить прием.
Известно, что для воспитания одной группы условных рефлексов первоначальным возбуждением служат применяемые дрессировщиком принудительные действия.
(Некоторые дрессировщики во время обучения собаки в виде сильного принуждения употребляют хлыст. Употребление хлыста, как средства принуждения, не может быть рекомендовано потому, что причиняемое сильное болевое ощущение может привить ей недоверие к дрессировщику, что очень пагубно отразится на дальнейшей дрессировке. Мы заменяем хлыст другим принуждением—ударом конца поводка. Как удар концом поводка, так и удар хлыста в одинаковой степени причиняют собаке болевое ощущение. Но разница заклю- чается в том, что хлыст, находясь постоянно в правой руке дрессировщика, запугивающе действует на собаку, поводок же не может произвести такого действия, так как он в большинстве случаев, находясь в свернутом виде и в левой руке, почти не заметен для собаки.)
Поясним это несколькими примерами. Для того, чтобы воспитать у собаки условный рефлекс на команду „сидеть”, нужно произвести следующие принудительные действия: нажать левой рукой на круп собаки, а правой поддернуть поводком вверх и назад и одновременно с этими действиями произнести команду „сидеть”. Произведенные действия (нажим на круп и подергивание поводком) будут служить первоначальным возбуждением, а команда „сидеть”замещающим.
Если регулярно через известные промежутки времени производить эти действия и связывать их с командой „сидеть”, то у собаки условный рефлекс на команду „сидеть” будет воспитан быстро. Теперь важно выяснить, каким образом у собаки укрепляется связь первоначального возбуждения с замещающим или действия с командой. Когда мы нажимаем на круп собаки и подергиваем поводком, то этими действиями мы возбуждаем кожный анализатор собаки, а произносимой одновременно командой „сидеть” возбуждаем ушной анализатор. Таким образом, у собаки одновременно происходит возбуждение двух анализаторов—кожного и ушного. Вначале звук, получаемый от команды „сидеть” ушным анализатором, будет воспринят, как шум. И как бы мы первое время ни старались заставить собаку по одной команде „сидеть” сесть, она не сядет, потому что еще не укрепилась связь команды с действием, ушной анализатор еще не усвоил различия звука „сидеть” от других воспринимаемых звуков. Но постепенно, благодаря соединению одного и того же звука с определенными и неизменными действиями, ушной анализатор начинает отличать звук „сидеть” от других звуков, после чего собака по одной только команде, без применения первоначального возбуждения, исполнит требуемое действие.
Для воспитания же другой группы условных рефлексов первоначальным возбуждением будут служить уже не принудительные действия дрессировщика, а врожденные рефлексы. На- пример, для того, чтобы воспитать у собаки условный рефлекс на команду „фас”, надо вводить в определенные рамки имеющийся у нее рефлекс схватывания и на основе его воспитывать нужный рефлекс. Дрессировщик обращает внимание собаки на убегающего человека. Как только бегущий будет ею замечен, у нее тотчас же возникнет попытка броситься за ним и схватить его (безусловный рефлекс). Вот этот то момент, когда собака заметила убегающего человека и пытается броситься за ним, и надо связывать с командой „фас” 2. В этом приеме первоначальным возбуждением будет служить убегающий человек, а замещающим—команда „фас”.
Теперь становится ясным, что для воспитания одних условных рефлексов первоначальным возбуждением служат принудительные действия дрессировщика, для других же таковым могут быть врожденные рефлексы, вовремя и умело возбуждаемые дрессировщиком. Замещающим же возбуждением во всех случаях служат команды или жесты. Применять одновременно первоначальное возбуждение и замещающее всегда следует до тех пор, пока собака основательно не усвоит тот или иной прием. Как только собака начнет исполнять прием по одной команде, это значит, что условный рефлекс воспитан, и тогда первоначальное возбуждение становится ненужным и лишним. В тех же случаях, когда собака после усвоения приема по какой-либо причине не выполняет приема по одной команде, следует опять применять первоначальное возбуждение.
NoDa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.06.2008, 01:50 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #6
Местный
 
Аватар для NoDa
 
Регистрация: 09.06.2008
Адрес: Медведково Останкино
Сообщений: 648
Спасибо: 155
По умолчанию

8. Нежелательные связи.
В течение дрессировки благодаря неправильным действиям дрессировщика у собаки может образоваться множество нежелательных связей или вредных, ненужных для работы условных рефлексов. Например, если дрессировщик каждый день будет требовать от собаки исполнения хотя бы трех приемов: „сидеть”, „голос” и „лежать”, всегда в одинаковой последовательности один за другим, то у нее образуется нежелательная связь. Например, дрессировщику нужно только усадить собаку, он подает команду „сидеть”—собака села. Но благодаря тому, что она ранее всегда после усадки слышала команду „голос”, а затем „лежать”, то она и теперь тотчас же после усадки „дает голос” и ложится, несмотря на то, что этих команд дрессировщик в настоящий момент не произносит.
Другой пример нежелательной связи. Во время обучения собаки работе по следу, если постоянно „след” будет прокладывать один и тот же помощник, последняя, вследствие того, что всегда находит „знакомого” ей по виду и по запаху человека, к следовой работе относится пассивно.
Указанных примеров вполне достаточно для того, чтобы начинающий дрессировщик мог уяснить себе сущность нежелательных связей. Все нежелательные связи возникают и укрепляются постепенно, благодаря регулярному повторению дрессировщиком ненужных действий. И часто бывает так, что укрепившаяся нежелательная связь у собаки долгое время не может быть изжита дрессировщиком.
Для того, чтобы избежать во время дрессировки нежелательных связей, необходимы:
1) точное знание дрессировщиком построения приема, которому он намерен обучать собаку;
2) обдуманное, простое и однообразное поведение дрессировщика во время дрессировки;
3) однообразие и неизменность раз установленных команд и жестов;
4) перемена места для занятий, постоянное чередование приемов и частая смена помощников
5) выдержка (пауза) между приемами.
9. Выдержка (пауза) между приемами.
Выдержка является одним из лучших средств для предуреждения нежелательных связей, для развития дисциплины пи сосредоточенности у собаки. Часто приходится наблюдать Следующие явления. Дрессировщик упражняется с дрессированной собакой. Собака делает прыжки через барьер, причем дрессировщик не успел еще подойти к барьеру, не успел за- нять определенное место и произнести команды, как собака уже сделала прыжок. Или: собака аппортирует брошенные дрессировщиком вещи. Не успел брошенный дрессировщиком аппорт упасть на землю, а собака уже мчится за ним вдогонку, без команды и жеста дрессировщика.
Точно такие же явления недисциплинированности можно наблюдать и при исполнении собакой других приемов. После этого разве можно такую собаку считать вполне выдрессиро- ванной? Конечно, нет, потому что у нее нет самого основного и ценного для работы—выдержки и дисциплины.
Дабы избежать этих ненормальностей, необходимо с первых же дней обучения перед исполнением каждого приема и после, делать выдержку (паузу), начиная с нескольких секунд и к концу дрессировки доводя ее до 3—5 минут. Например, собака уже усвоила аппортировку, но выдержки не имеет. Дрессировщик бросил аппорт. Собака, увидев брошенный аппорт, будет пытаться броситься за ним. В этот момент дрессировщик сдерживает ее поводком и произносит команду „фу”, а если она встала, то и команду „сидеть”. Собака все время следит за аппортом. После небольшой паузы надо отцепить поводок от ошейника и произнести команду „аппорт”. Собака принесла аппорт. Нельзя требовать от нее тотчас же исполнения другого приема, а необходимо сделать опять паузу, приласкать собаку, походить с нею, а потом уже приступать к другому приему. Постепенно выдержка собакой будет усвоена, и она будет исполнять всякий прием только после команды или жеста дрессировщика.
10. Команды и жесты.
Известно, что команды и жесты во время обучения собаки тому или иному приему являются „замещающим возбуждением”. Поэтому каждая команда должна произноситься внятно, от- четливо, ясно и однообразно. Жесты должны быть
выразительны и постоянны. Раз установленные в начале обучения для каждого приема команды или жесты должны быть всегда неизменны. Никаких дополнительных слов к установленным командам и ненужных движений к жестам делать не следует. При соблюдении этих правил быстро будет наступать связь команды или жеста с действием, или первоначального возбуждения с замещающим, и собака будет скоро усваивать каждый прием.
11. Об интонациях при произношении команд.
Установлено, что если мы будем развивать ушной анализатор (слух) собаки, то последний в состоянии будет различать 1/8 тонa. Исходя из этого, при произношении команд особенное внимание нужно уделять интонациям. Ибо каждый почти незаметный для нас оттенок интонации воспринимается ушным анализатором собаки и служит особым возбудителем. При произношении команд интонации должны подразделяться следующим образом: 1) на низкие, 2) средние и 3) высокие.
Запрещающая команда „фу” всегда произносится низким угрожающим тоном. Команды всех приемов произносятся средним, энергичным и бодрым тоном, с оттенком приказания. Поощряющая команда „хорошо” всегда произносится высоким, веселым и ласковым тоном. Никогда не следует при произношении команд допускать резкости и крикливости звука. Это, во первых, сильно нервирует собаку и не дает ей возможности своевременно воспринять команду, а во вторых, пагубно отражается на усвоении приемов. Если собака находится рядом, то при подаче команд сила звука должна быть меньше, чем если бы она находилась на расстоянии.
NoDa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.06.2008, 01:52 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #7
Местный
 
Аватар для NoDa
 
Регистрация: 09.06.2008
Адрес: Медведково Останкино
Сообщений: 648
Спасибо: 155
По умолчанию

ОБЩЕВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ.
1. Приучение к кличке.
Каждая собака, как правило, должна иметь кличку. У взрослых собак кличка обычно уже имеется, менять ее не рекомендуется, а поэтому и приучать собаку к ней не приходится. Щенят же следует приучать к кличке с младшего возраста, как только они станут обращать внимание на посторонние звуки.
С первых дней приучения щенка к кличке надо следить за тем, чтобы рядом с обучаемым других щенков не было. В помещении, где можно обучать щенка, в известной уже щенку миске дрессировщик приносит корм и ласково зовет щенка по кличке, например, „Аза”. Щенок обязательно обратит внимание и, увидев миску, подбежит к держащему ее. Щенка следует поласкать и дать
ему есть. При последующих дачах корма следует повторять кличку. Затем для дальнейшего усвоения щенком своей клички следует подозвать его, назвав по кличке, и когда он подойдет из группы других щенков, если он находится среди них, поласкать его и потом дать ему лакомство. Постепенно у щенка образуется связь слова „Аза” с получением награды.
2. Приучение к ошейнику, поводку и наморднику.
Щенок или взрослая собака, ранее находившаяся на свободе, теперь же предназначенная для несения той или иной службы, должна быть приучена к ошейнику, поводку и наморднику. Щенка следует приучать к ошейнику с 3-или 4-месячного возраста. Прежде чем надеть на щенка ошейник, надо с ним поиграть, во время игры попытаться одеть ошейник и продолжать с ним играть. Ошейник туго затягивать не следует, чтобы он не давил шею, но в то же время чтобы он не мог быть снят собакой через голову. В ошейнике щенок может находиться 5—10 минут (желательно несколько раз в день). При постепенном увеличении времени ношения ошейника, щенок не будет его замечать и вполне с ним освоится. После того, как щенок вполне освоится с ошейником, дрессировщик должен под вечер вдоволь поиграть с ним и оставить ошейник на щенке и уж впредь не снимать его, распуская и увеличивая его по мере надобности и в зависимости от роста собаки.
По достижении щенком 6—8 месячного возраста, легкий ошейник щенка заменяется обыкновенным строевым ошейником.
Взрослые собаки приучаются к ошейнику таким же способом, как и щенки. На взрослых собак с самого начала надевается строевой ошейник.
Вполне освоившегося с ошейником щенка следует постепенно приучать к поводку. К концу ошейника пристегивается поводок. Щенок вскоре начинает играть со свободным концом поводка, но как только дрессировщик возьмет в руки свободный конец поводка, щенок тотчас же ощутит неволю. Чтобы не запугать щенка, следует его вывести из помещения погулять. Если щенок будет рваться, то позвать его по кличке, успокоить, поласкать и даже дать лакомство—кусок мяса. Затем, держа лакомство перед носом собаки, пройти с ней несколько шагов, и как только щенок повторит попытку освободиться, его надо вновь успокоить и, протягивая правой рукой мясо и придерживая левой рукой за поводок у ошейника, пройти несколько шагов вперед. После этого его можно вновь пустить побегать, не снимая поводка. Этот прием приучения к поводку лучше всего соединить с другим приемом— хождения рядом на поводке. Соединение этих приемов вместе обычно дает благоприятный результат.
Приучение к наморднику производится только для подросших щенков. Намордник как средство, стесняющее голову собаки, крайне ей неприятен, поэтому она принимает все меры к тому, чтобы освободиться от него. И приучение заключается не в каких-нибудь особенных приемах, а только в продолжительном хождении собак в наморднике на воле.
3. Хождение на поводке рядом у ноги.
(Команда „рядом”).
Как общее правило, все служебные собаки обучаются ходить у левой ноги дрессировщика. Принято считать, что собака при хождении рядом у левой ноги должна равняться серединой своего корпуса с коленом дрессировщика. При этом положении собака может постоянно наблюдать за действиями и знаками своего дрессировщика.
Прием хождения рядом производится следующим образом.
Первоначальное обучение должно происходить в уединенном месте. Дрессировщик пристегивает к ошейнику собаки поводок и становится рядом с ней—справа от нее. Левая рука дрессировщика опущена по швам. Кисть руки несколько сжата, образуя между указательным и большим пальцем кольцо, через которое пропущен поводок, который держится правой рукой. Поводок слегка натянут (см. рис. 33). Начиная движение, надо произносить команду „рядом”. Если собака не пойдет, то она ощутит давление на шею, это вынудит ее двинуться вперед или же рвануться дальше дрессировщика. Собаку следует успокоить поглаживанием левой рукой, и как только она соразмерит свой шаг с шагом вожака, следует ее поощрить словом „хорошо”.
Для более успешного и скорого усвоения собакой этого приема следует применять строгий ошейник шипами наружу. Собака пытающаяся рваться вперед или отстающая ощущает давле- ниена шею, и вскоре почувствует, что при нахождении рядом с дрессировщиком, давление прекращается. Поощрительные же слова

Рис.33
хорошо” „хорошо”, произнесенные ласковым голосом, и поглаживание вскоре заставят собаку идти рядом с дрессировщиком.
Постепенно дрессировщик изменяет темп шага и ускоряет ход. Если собака отстает или тянет вперед, то рывком правой руки за поводок дрессировщик притягивает собаку на ее место рядом с его левой ногой и, как только собака будет вновь у левой ноги, опять раздаются поощрительные слова „хорошо”, „рядом” и поглаживание левой рукой.
После того, как собака вполне согласует свой шаг с шагом дрессировщика можно начинать ходить по кругу в правую и левую сторону. Постепенно круг суживается. Затем можно перейти к хождению с рядом поворотов. При поворотах следует произносить команду „рядом” и, как только собака после поворота будет идти рядом с дрессировщиком, ее надо ободрить словами „рядом”, „хорошо” и поглаживанием рукой. Первый поворот надо делать в правую сторону, последующий—в левую. При поворотах налево собаку следует несколько сдерживать, притягивая поводок правой рукой. При этом надо наблюдать, чтобы не наступить собаке ногой на лапу.
Для взрослых собак упрямых или чрезмерно горячих можно употреблять парфорс с шипами, одетыми внутрь.
После того, как собака окончательно усвоит этот прием в уединенном месте, надо выходить с ней в такие места, где есть отвлечения.
Здесь придется наблюдать за всеми ее действиями и быть более настойчивым при выполнении ею этого приема.
Дрессировщик должен быть особенно внимателен и всегда наготове, чтобы во время воздействовать на собаку, пытающуюся броситься, например, за кошкой. При рывке собаки за кошкой следует резко одернуть за поводок, громко произнести запретительное приказание „фу”, слегка ударяя собаку кончиком поводка по крупу. После небольшого промежутка в 3—5 секунд следует подать команду „рядом”, после чего сделать поворот и по возможности отойти от отвлекающего внимание собаки обьекта, вновь повернуть обратно и, если повторится то же самое, т. е. собака вновь бросится за кошкой, с ней поступить так же, как и в первом случае. При дальнейшем обучении собаки можно вводить большее количество отвлечений.
.
NoDa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.06.2008, 01:53 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #8
Местный
 
Аватар для NoDa
 
Регистрация: 09.06.2008
Адрес: Медведково Останкино
Сообщений: 648
Спасибо: 155
По умолчанию

4. Посадка собаки.
(Команда „сидеть”).
Упражнение „сидеть” служит главным образом для выработки послушания собаки. Чтобы заставить собаку сесть, ее надо каким-либо способом привести в сидячее положение. Для этого можно поступить следующим образом. Дрессировщик, взяв правой рукой поводок около ошейника стоящей у левой ноги
собаки, наклоняясь, своей левой рукой давит в области почек на круп собаки, несколько оттягивает поводок, находящийся в правой руке, назад и вверх и одновременно с этими действиями произносит команду „сидеть” (см. рис. 34). Если собака будет пытаться освободиться от давления руки и стараться вывернуться, ее надо успокоить лаской или применить принуждение, в зависимости от того, каков характер собаки. После того как собака усажена и просидела несколько секунд, дрессировщик двигается вперед и подает команду „рядом”, и собака, перейдя в стоячее положение, следует у его левой ноги. При остановке


дрессировщик тотчас же выполняет тот же прием для посадки собаки, как и раньше, при одновременной команде „сидеть” (см. рис. 35). После того как собака уселась и просидела несколько секунд, дрессировщик опять направляется вперед и вновь при остановке поступает также, как и в первом случае. Постепенно у собаки образуется связь команды с действием нажатия руки, и образуется такой условный рефлекс, при котором одна команда „сидеть” заставляет ее сесть.
После того как это упражнение собака вполне усвоила, дрессировщик должен постепенно усложнять этот прием, отходя от собаки: оставляя в левой руке конец поводка, дрессировщик отходит от собаки на шаг в одну сторону, затем в другую и обходит вокруг собаки. При попытке собаки встать, звучит команда „сидеть”. Если команда не оказывает своего действия на собаку и последняя подходит к дрессировщику, он принуждает собаку возвратиться на место и заставляет ее сесть. Отходя от собаки, надо подавать команду „сидеть”, „хорошо”,
„сидеть”. Постепенно дрессировщик увеличивает расстояние между собой и собакой на длину по- водка.
При дальнейшем обучении—при ходьбе дрессировщика с собакой, тотчас же после остановки дрессировщика собака должна сесть без приказания у левой ноги его. Для выполнения этого упражнения требуется
только частое повторение первоначального упражнения: в дальнейшем собака сама без какого либо принуждения обычно будет садиться тотчас же по остановке дрессировщика, с которым она шла рядом, у его левой ноги.
5. Укладка собаки.
Собака сидит рядом у левой ноги. Надо присесть на левое колено, левой рукой нажимать на лопатки собаки, а правой взять ее передние лапы около запястья и выносить их вперед, одновременно произнося команду „лежать” (рис. 36).
Собака лежит. Сделать небольшую паузу, а для того, чтобы собака не встала, держать левую руку на лопатках. После паузы следует встать и произносить команду „сидеть”. Если собака не исполнит приказания, то повторить команду „сидеть”

• с одновременным подергиванием поводком вверх и назад. Так же, как и в приеме „сидеть”, всегда надо следить за тем, чтобы собака не трогалась с места. Отход вперед, вправо и влево во время выдержки нужно проделывать так же, как и при приеме „сидеть”. Для основательного укрепления этого приема рекомендуется в тот момент, когда собака находится рядом, а также и на расстоянии короткого поводка, попеременно с паузами произносить команды „сидеть” и „лежать”.
6. Подзыв.
(Команда „ко мне”).
Усадить собаку и, держа короткий поводок в правой руке, задом отходить от нее на расстояние поводка. После небольшой паузы сделать легкий рывок поводком к себе и одновременно

Рис. 37. Подзыв собаки на поводке.
с рывком произносить команду „ко мне” (см. рис. 37). В тот же момент, когда собака тронется с места, надо передать сзади поводок из правой руки в левую, а освободившейся правой направлять движение собаки так, чтобы она прошла мимо правой ноги и сзади заняла место у левой ноги. Если она при подходе самостоятельно не села, то необходимо произносить команду „сидеть”, после чего нужно поласкать собаку и дать ей лакомства. Повторить это упражнение несколько раз. Затем попробовать сделать подзыв так же на поводке, но только по одной команде без рывка поводком. После этого, если будет замечено, что собака по одной команде подходит правильно, можно переходить к подзыву без поводка.
Например, усадите собаку и отойдите от нее на 7—10 шагов и сделав небольшую выдержку, произнесите команду „ко мне”.
Для тех собак, которые делают подход медленно и вяло, желательно после команды „ко мне”, когда собака тронулась по направлению к дрессировщику, произносить поощряющую команду „хорошо”. По мере усвоения собакой этого приема надо постепенно увеличивать расстояние отхода, доводя его до 100 шагов.
Для особенно резвых собак, которые после команды „ко мне” далеко пробегают за дрессировщика, рекомендуется при

приближении ее произносить сдерживающую команду „рядом”. В тех случаях, когда собака без команды срывается с места, необходимо произносить команду „фу” и отводить ее на старое место.
Подзыв жестом. После того как собака усвоит команду „ко мне”, можно приступать к обучению ее подзыву жестом. Усадив собаку, отойти от нее на 10 шагов, поднять левую руку так, чтобы она была на уровне плеча и в горизонтальном положении, сделать небольшую выдержку и опускать руку, одновременно произнося команду „ко мне” (см. рис. 38). Первое время, конечно, собака будет подходить по знакомой команде, но благодаря связыванию команды с жестом, у нее постепенно начнет устанавливаться условный рефлекс и на один жест. После 5—7 упражнений собака будет подходить по одному жесту.
Подзыв свистком. Для развития у собаки идеальной дисциплины рекомендуется приучать ее к подзыву свистком. К обучению подзыву свистком можно приступать только тогда, когда собака основательно усвоила подзыв и по команде и по жесту. После небольшой паузы надо делать подзыв собаки жестом, связывая последний со свистком. С каждым днем необходимо увеличивать расстояние, доводя его до 100 шагов. Через 3—4 дня попробовать сделать подзыв одним свистком. Если у собаки воспитался условный рефлекс и на один свисток, то можно приступать к следующему упражнению. Усадить собаку и отходить от нее в такое место, где бы она не могла видеть дрессировщика. После выдержки давать свисток. Такие упражнения дадут возможность оставлять собаку в тех местах, где это является необходимым, и она не тронется с места до тех пор, пока не услышит знакомого свистка. Здесь может возникнуть вопрос: а что, если собака, услыша свисток постороннего человека, возьмет да и пойдет на этот свисток? При правильной дрессировке такого явления быть не может. Известно, что ушной анализатор собаки способен различать 1/8 тона. Также из- вестно, что тогда только у собаки происходит установка условного рефлекса на тот или иной тон, когда систематически повторяют его несколько раз и сопоставляют с другими высокими или низкими нотами. Поэтому необходимо давать свисток всегда одним тоном, т. е. чтобы сила звука его была постоянно одна и та же. Дрессировщик попутно со своим тоном свистка знакомит собаку и с другими тонами свистков, исходящими от по- мощников. После тона свистка дрессировщика собаке разрешается подбежать к нему, и она при подбеге получает лакомства и ласку. После же чужих свистков, которые имеют другие тона, собаке на разрешается трогаться с места. Вот на таком сопоставлении, по какому тону можно подходить и по какому нельзя, и укрепляется у собаки рефлекс на свисток дрессировщика.
Подытожим сказанное о приеме „ко мне”. Первоначальное возбуждение (легкий рывок поводком назад) мы связывали с замещающим, т. е. с командой „ко мне”, а затем команду связывали с жестом, а жест со свистком. Таким образом, у собаки воспитались условные рефлексы на команду, на жест и на свисток.
В дальнейших занятиях ежедневно следует вести упражнения подзывом в отдельности: по команде, по жесту и по свистку.
NoDa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.06.2008, 01:53 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #9
Местный
 
Аватар для NoDa
 
Регистрация: 09.06.2008
Адрес: Медведково Останкино
Сообщений: 648
Спасибо: 155
По умолчанию

7. Аппортировка брошенных и потерянных предметов.
(Команда „аппорт”).
Обучая собаку приему „аппорт”, надо, главным образом, стремиться к тому, чтобы она, кроме поноски вещей дрессировщика, могла по одной команде „аппорт” и находить и потерянные им вещи, а также по знакомому запаху выбирать таковые из других вещей,
Известно, что у собаки сильно развит врожденный рефлекс схватывания. Вот на основе этого врожденного рефлекса и надо в первую очередь пытаться воспитать условный рефлекс на команду „аппорт”. Перед тем, как приступать к обучению собаки этому приему, нужно приучить ее раскрывать пасть тогда, когда это необходимо дрессировщику. Для этого во время игры с нею надо стараться вложить в пасть ее левую или правую руку и некоторое время подержать ее там. Когда собака к этому будет приучена, можно приступать к следующему упражнению: необходимо взять в правую руку „аппорт” и начинать делать рукой
разные движения для того, чтобы возбудить у собаки рефлекс схватывания. Если собака внимательно следит за движениями рук с аппортом и пытается схватить его, тогда следует приблизить аппорт к морде собаки и подать ласковым тоном команду „аппорт”. Если собака не возьмет аппорта, следует повторить команду и, не причиняя ей боли, вкладывать ей в пасть аппорт. Аппорт нельзя вкладывать глубоко в пасть, он должен находиться непосред- ственно за передними клыками. Если собака недостаточно широко разинула пасть, то тогда надо нежно взять левой рукой верхнюю часть морды так, чтобы большой палец находился с правой стороны, а средний— с левой, и медленно проталкивать их в пасть таким образом, чтобы она раскрылась (см. рис. 39). Как только аппорт будет находиться в пасти, находящиеся там пальцы удалить, а правой рукой поддерживать нижнюю челюсть для того, чтобы собака не выпускала аппорт. Сделав небольшую выдержку, взять правой рукой за конец аппорта и, вынимая его из пасти, произносить ласково команду „дай”. Если собака свободно отдаст аппорт, нужно похвалить ее и дать ей лакомство; если же она будет его задерживать, то тогда одновременно с командой „дай” правой рукой опять надо вынимать аппорт, а левой пока-

зывать ей кусочек мяса. При виде мяса собака тотчас же отдаст аппорт.
Когда собака будет научена по команде „аппорт” брать вещи или предметы из рук и по команде „дай”—отдавать их, тогда можно приступать к следующему упражнению. Усадить собаку рядом, положить перед нею на землю аппорт и после небольшой паузы нагнуться к аппорту и попытаться его взять, одновременно произнося команду „аппорт”. В тот момент, когда собака раскроет пасть для взятия аппорта, повторить команду „аппорт”, и когда она возьмет его, похвалить ее и, сделав небольшую выдержку, брать от нее аппорт. После этого опять положить аппорт перед собакой на землю, произносить команду „аппорт” и, как только она возьмет его, произносить команду „рядом” и двигаться вперед.
В движении необходимо сделать остановку, после чего усадить собаку, взять у нее правой рукой аппорт, сделать небольшую выдержку, положить опять аппорт перед собакой на землю, подать команду „сидеть” и идти метров на 10—15 вперед. Во время движения следует как можно чаще менять направление. После остановки повернуться лицом к собаке и произносить команду „аппорт”, а после того, как собака возьмет его, подавать команду „ко мне”. Всегда при подхождении внимательно нужно следить за тем, чтобы она не выпускала из пасти аппорта до тех пор, пока не последует команда „дай”. Когда собакой это упражнение будет усвоено, тогда для развития выдержки рекомендуется проделать еще следующее упражнение.
Усадить собаку, левой рукой придерживать за ошейник, а правой бросить аппорт вперед метров на 10 —15. Увидев в воздухе аппорт, собака будет пытаться броситься за ним. В это время крепче надо держать левой рукой за ошейник и энергично произносить команду „сидеть”. После небольшой паузы освободить левую руку от ошейника и произносить команду „аппорт”, одновременно сопровождая команду жестом правой руки по направлению к аппорту. Как только собака схватит .аппорт, произносить команду „ко мне”. Это упражнение способствует развитию у собаки внимательности, точной выдержки и строгой дисциплины. После ряда таких упражнений собаку не нужно будет уже держать за ошейник, она сама будет сидеть и ждать только команды „аппорт”.
При повторении указанных упражнений необходимо приучать собаку, кроме аппорта, аппортировать, т. е. приносить разные вещи и предметы, принадлежащие дрессировщику.
После основательного усвоения собакой указанных упражнений с аппортом можно приступать к обучению ее находить и приносить потерянные дрессировщиком вещи.
Надо взять собаку на короткий поводок и итти с ней на прогулку. На ходу незаметно для собаки оставить платок или
какую-нибудь другую вещь, но обязательно принадлежащую дрессировщику, и продолжать движение по прямой линии. Отойдя от оставленной вещи приблизительно метров на 10 — 20, необходимо остановиться и повернуться лицом к вещи. Усадить собаку, отстегнуть поводок от ошейника и произносить команду „ищи аппорт” одновременно жестом правой руки указывая eй направление. Когда собака принесет вещь, поласкать ее и дать ей лакомства.
В начале обучения этому упражнению может случиться я так, что собака не найдет сама оставленную вещь. В таких случаях необходимо ей помочь. Надо итти к вещи, и повторяя команду „ищи аппорт”, указывать ей направление. Постепенно надо увеличивать расстояние, доводя его до 1 километра, и делать путь зигзагообразным. В начале обучения желательно оставлять более видные предметы или вещи, постепенно переходя к мелким.
8. Гимнастические упражнения.
Гимнастические упражнения служат, главным образом, для физического развития собаки и выработки послушания и дисциплинированности. Хотя для работы караульных собак гимнастические упражнения в виде прыжков через барьер, канавы и проч. не обязательны, тем не менее для развития их мускулатуры они очень полезны. В число гимнастических упражнений, развивающих мускулатуру собаки, следует включать прыгание и лазание через барьер, лазание по лестнице, прыгание через канаву, плавание в воде и т. п.
Собаку можно заставить прыгать, применяя разные раздражители. Например, можно собаку повести с собой через находящуюся на дороге доску барьера. Потом повторить это через две положенных ребрами одна на другую доски барьера. Дрессировщик, перешагивая через них и протягивая лакомство собаке, заставляет ее перепрыгнуть через это небольшое препятствие. Можно поступать и так: показав собаке кость, бросить ее через две доски, представляющих собой низенький барьер. Собака бросится за костью и прыгнет через этот барьер. Как при первом, так и при втором способе, при прыжке собаки подается команда „барьер”. При первом способе дрссировщик первоначально перешагивает через барьер, а затем, делая вид, что перешагивает, остается перед барьером; собака же, не останавли- ваясь, по инерции прыгнет через него; затем при следущем. приеме вновь оба прыгают через барьер. При последующих же упражнениях дрессировщик остается перед барьером, пропуская собаку и подавая команду „барьер”. Таким образом образуется связь получения лакомства с прыжком через барьер. Постепенно надо увеличивать высоту барьера, помогая собаке руками при первых ее попытках перелезать через него. При дальнейших упражнениях собака, не задерживаясь перед барьером, будет быстро перелезать через него. Говорю „перелезать” потому, что прыжок „ласточкой” т. е. без упора о верхний край доски барьера не дает положительных результатов. Собака, хотя раз задевшая при таком прыжке за барьер, может на барьер больше не пойти.
Так же поступают и при прыжках через плетень и канаву. При этом команда остается та же: „барьер”. Через канаву собака
• обычно прыгает охотнее, чем через барьер или плетень, и приучение ее к прыганию через канаву большого труда не составляет.
Обучение собак хождению по разным лестницам должно производиться в постепенном порядке.
Надо начинать с невысоких ступенек и постепенно переходить к высоким, включительно до приставной лестницы.
В процессе обучения дрессировщик должен вместе с собакой ходить по лестнице, всегда подавая перед началом движения команду „лестница”.
Приучение к плаванию может производиться так. В теплый солнечный день дрессировщик подходит с собакой к реке с отлогим берегом. Раздевается, входит в воду, отходит от берега и зовет за собой собаку. Собака, увидев удаляющегося по воде дрессировщика, бросается в воду догонять его;собака-же, боящаяся воды, останется на берегу и будет скулить или лаять, боясь войти в воду. В последнем случае дрессировщик должен перейти на другую сторону берега и скрыться из вида
• собаки. Не видя дрессировщика, но слыша раздающуюся команду или призыв дрессировщика, она бросится за ним и переплывет реку.
При дальнейшем плавании она сама будет охотно входить в воду и не ждать принуждения, выражающегося в уходе дрессировщика.
Никогда не следует бросать собаку в воду или вести ее за собой и тянуть на поводке.
NoDa вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.06.2008, 01:54 Автор темы   Прямая ссылка на это сообщение #10
Местный
 
Аватар для NoDa
 
Регистрация: 09.06.2008
Адрес: Медведково Останкино
Сообщений: 648
Спасибо: 155
По умолчанию

НЕБОЯЗНЬ ВЫСТРЕЛОВ И УДАРОВ, ОТКАЗ ОТ КОРМА И ПОДАЧА
ГОЛОСА.
Параллельно с прохождением общевоспитательных и дисциплинарных приемов можно приучать собаку к небоязни выстрелов и ударов.
1. Небоязнь выстрелов.
За полчаса перед уходом на занятия с собакой надо послать помощника с заряженным револьвером (пугачом) вперед для
того, чтобы он скрылся шагов на 200 в стороне от дороги, по которой будет проходить дрессировщик с собакой. Помощник должен точно знать, когда и в какое время он должен производить выстрелы. Для этого необходимо условиться с ним.. Например, идя с собакой, дрессировщик незаметно для нее поднял правую руку — это значит, что можно стрелять; или поравнялся с таким то кустиком или бугорком — помощник опять может стрелять. Никогда нельзя допускать того, чтобы помощник стрелял тогда, когда ему заблагорассудится.
Итак, помощник скрылся и дрессировщик идет с собакой на занятия. Помощник, зная, когда дрессировщик подойдет к условленному месту, производит выстрел. Необходимо до подхода к этому месту начать игру с собакой на поводке. Это даст возможность отвлечь внимание ее от выстрела и больше изучить поведение ее при выстреле. Играя, надо наблюдать за поведением собаки. Первое время выстрел должен быть связан с игрой и лаской. Если собака после первого выстрела насторожится и будет смотреть в ту сторону, откуда был слышен выстрел, то это хорошо. Но может случиться и так, что после первого выстрела собака будет трусить. Не следует отчаиваться., все это исправимо. Как бы собака ни вела себя при выстрелах, всегда надо обращаться с нею ласково. Применять те или иные принуждения ни в коем случае нельзя, иначе может легко укрепиться нежелательная связь.
Постепенно расстояние от места выстрела укорачивается и доводится до 15 шагов. Всегда нужно держать собаку на поводке. Для собак, особенно боящихся выстрелов, можно при- менять следующее упражнение. Взять собаку на короткий поводок, усадить ее рядом, поводок держать в левой руке, а в правую руку взять заряженный холостыми зарядами револьвер. Приказать помощнику нападать. Во время нападения дать выстрел.. После выстрела помощник убегает, а дрессировщик, увлекая за собою собаку, догоняет его, на ходу стреляя. Ежедневно повторяя это упражнение, можно приучить трусливую собаку к небоязни выстрелов.
После того как собака будет приучена к небоязни выстрелов днем, нужно приучать ее к стрельбе ночью. Это для практической работы очень важно. Часто случается, что собака, не боящаяся выстрелов днем, выказывает трусливость ночью при стрельбе на близком расстоянии. Ее пугает не звук, получаемый от выстрела, слух ее к нему уже привык, а огненная вспышка, получаемая при выстреле. Что в этом случае нужно делать? Просто приучить собаку к этому явлению, чтобы оно не было для нее внезапным. Подробно мы об этом будем говорить в. описании приема „защита дрессировщика и задержание убегающего”.
2. Небоязнь ударов.
Для того, чтобы приучить собаку к выносливости, злобности и к защите себя от внезапных нападений, необходимо воспитать у нее небоязнь ударов.
Надо сделать упругий жгут длиною 0,8 метра, шириною в 2,5 см с ровной прослойкой пакли или соломы, обтянутый материей.
Дать жгут помощнику и приказать ему нападать на собаку, взмахивая жгутом и ударяя им по всем частям ее тела, исключая позвонка, нижних конечностей, глаз и конца носа. При ударах, наносимых собаке помощником, надо подбадривать собаку и помогать ей защищаться. Помощник же должен чаще менять движения руки со жгутом, переходя с быстрых на медленные и с медленных на быстрые, а также менять отступления на наступления и наоборот.
3. Отказ брать корм из чужих рук и с земли.
Почти каждый злоумышленник, прежде чем отправиться на свою „работу”, предварительно пытается выяснить, охраняется ли то место, куда он хочет проникнуть. Увидев перед собою караульных собак, злоумышленник попытается бесшумно обезвредить их, т. е. отравить, дав им отравленный корм.
Чтобы избежать отравления собак, надо их обучить не брать корма из чужих рук и с земли.
Обучению отказу от корма, брошенного чужим, должно, конечно, предшествовать точное выполнение правил кормления служебной собаки ее владельцем или вожаком из определенной посуды и в одном и том же месте и в определенное время.
Обучение же происходит следующим образом.
Дрессировщик с накормленной, но не голодной или перекормленной собакой идет на место обычных занятий. К ним приближается помощник дрессировщика, протягивающий собаке кусок мяса. Как только собака попытается схватить мясо, помощник отдергивает руку и слегка ударяет собаку по морде ладонью или же, если в руке длинный ломтик мяса — куском мяса. Обучение щенков можно производить иначе. Помощник, зажав кусочек мяса между средним и безымянным пальцами согнутой кисти руки протягивает мясо щенку и при его попытке схватить мясо дает щенку щелчок по носу указательным пальцем.
Как при первом, так и при втором способе приема, собака будет как-то реагировать на шлепок или щелчок помощника: либо нападением, либо отступлением, и в очень редких случаях она останется спокойной или даже вновь потянется за мясом.
В первом случае дрессировщик должен поощрить собаку дачей куска мяса из своей руки, и как бы преследовать помощника с командой „фас” к дальнейшему нападению.
Во втором случае дрессировщик поступает так же, как и в первом случае.
При попытках же собаки потянуться за мясом, находящимся в руках помощника, дрессировщик прекращает эту попытку дерганием за поводок и запретительной командой „фу”.
Указанный прием повторяется несколько раз и, по возможности, с разными помощниками. Собака, не получая мяса, а только шлепки и окрики или команды своего дрессировщика, вскоре будет сразу бросаться на всякого постороннего или отбегать от него, как только увидит в его руках мясо.
NoDa вне форума   Ответить с цитированием
Ответ




Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 19:51. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot

Яндекс.Метрика